Category: спорт

Category was added automatically. Read all entries about "спорт".

main

Workout notes: О важности изучения техники

А вот и не про бокс, а вот и не угадали. На этот раз про штангу.

Попробовав как-то выполнить power clean рекомендованным Марком Рипто способом (jump & shrug) и слегка потянув ахиллово сухожилие уже на небольшом весе, я озаботился более подробным изучением техники взятия на грудь в полуприсед.

Оказалось, что jump & shrug это не придумка Рипто, а стандартный метод американского фитнес- и кроссфит-сообщества, который сильно отличает от советского (может и метода американских тяжелоатлетов тоже, но я его так с ходу не нашел).

Из просмотренного больше всего понравились семинары Клокова и обучалки Торохтия:









Несколько примеров, но на самом деле их гораздо больше. Рекомендую поискать на Youtube, кому интересно.

Вообще, технику нового вида физической деятельности надо изучать в первую очередь. Мысль очевидная, но ей редко кто следует в полной мере, и я в том числе. Не зная правильную технику, можно легко угробить здоровье даже в таком казалось бы простом виде физической активности как бег. Некоторые считают, что "техники бега" вообще не существует, и человек бежит "естественно". Однако статистика показывает, что когда 60-е в Америке бегали в основном профессионалы, физически подготовленные и технически грамотные, травматизм был невелик, а вот когда в 70-е Америка массово побежала -- тут же пошли разнообразные травмы.

Аналогично, например, с плаванием. Говорят: отличный спорт, нет нагрузки на суставы и т.д., но в плавании необходимо держать голову над водой, что требует в некоторых стилях сильного прогиба в позвоночнике и может привести к проблемам с поясницей (или усилить их). Не умея правильно двигать руками, можно легко травмировать плечи и т.д.

В общем, будьте бдительны.
main

Бокс, штык и нож

Решил внести свой скромный вклад в культуру прикладных единоборств.) Может кто-то об этом говорил до меня, но т.к. мне подобное на глаза не попадалось, вряд ли это является частью мэйнстрима.

"Открытие" будет во второй части, связанной с защитой от ножа (да-да, вещь сомнительная, но некоторые страждут, плюс, на мой взгляд, мои предложения делают её чуть менее сомнительной), а в первой просто повторение известных, хотя и не очень широко, вещей.

Нападение





Когда в европейских армиях начали обучать солдат боксу, то довольно быстро заметили: кто хорош в боксе, хорош и в штыковом бое. Был даже случай, когда часовой (чемпион полка по боксу) заколол 11 нападавших штыком.

С одной стороны подобный "кросс-тренинг" не удивляет: бокс -- это искусство владения руками, а оружие мы держим именно в руках, так что вполне понятно, если навыки в одном переносятся на другое. Было бы странно, если бы в штыковом бое рулили борцы.)

Но связи между боксом и штыковым боем на самом деле глубже: передвижения, удары, защиты, финты -- всё это очень похоже. Вот американский ролик времен ВМВ (или пре-ВМВ), демонстрирующий схожесть штыкового боя и бокса:



Collapse )
main

Workout notes: Сила в (ударных) единоборствах

Решил ввести жанр заметок по тренировкам, коих накопилось довольно много. Для статей отдельных наблюдений маловато, всё в одной статье описывать тоже нехорошо, поэтому будет серия заметок.

Как можно охарактеризовать роль силы в единоборствах (преимущественно ударных)?

Collapse )
main

Техника в единоборствах

Деконструкция единоборств будет неполной без разговора о технике, которая есть ничто иное, как оптимальный способ использования своих физических возможностей в контексте текущей боевой ситуации для достижения необходимых целей. О, как завернул!

По сути, техника является прокладкой между "физикой" и "менталом" в единоборстве. Middleware. А её саму можно разделить на две части: база/основы/fundamentals, которая ближе к "физике", и вариации/фишки/трюки, которая ближе к "менталу".

Получается такая структура:
  • физическая форма
  • техника
    • база
    • вариации и трюки
  • "ментальная" составляющая (понимание, опыт, тактика, хитрости и т.д.)

Например, хороший чёткий джеб, "как по учебнику" -- это базовая техника. Знание десятка-другого вариаций джеба, понимание, для чего каждый из них применяется, а также умение их применять -- это вариации техники и отчасти опыт (т.е. "ментал").

Вот о "базе" с "вариациями" и поговорим.
Collapse )
main

Электромиография мышц

Электромиография мышц во время различных упражнений:



Много неожиданного. Например, chin ups (подтягивания обратным хватом) бомбят переднюю мышцу живот в полтора-два раза сильнее, чем подъёмы ног, и в разы лучше скручиваний. Причем, добавление отягощений нагрузку на пресс не увеличивает, а уменьшает.

Лучшее упражнение для пресса -- это роллер. Если к роллеру добавить что-нибудь для мышц нижней части спины (обратную гиперэкстензию или вращательные упражнения, которые действуют на мышцы спины и внутренние косые мышцы живота), то можно забыть про остальные упражнения на core.
main

Рост новичка



Марк Рипто пишет про быстрый рост новичков и говорит, что новички охотно растут практически от любой программы. Только от одних программ они растут быстрее, а от других медленнее. От одних растут дольше, от других рост заканчивается раньше. Ну и плюс у разных программ разная эффективность по выводу с плато.

Меня, однако, заинтересовали цифры Зака Эветтса, образцового студента Марка и программы Starting Strength. Основные его достижения после начала занятий по программе:

- Набрал 25 кг за 11 недель (11 кг жира, 14 кг сухой массы)
- Увеличил показатели в приседаниях с 66 кг до 143 кг (три подхода по пять повторений)

При этом Заку было 20 лет и потреблял он 6000 калорий в день.

Цифры эти критикуют. Например, прирост массы:

My points:

- Mark Rippetoe is taking caliper tests too literal. How? If he's taking the difference in body fat and subtracting that from Zach's total weight to determine LBM, then he's not taking into account water retention, hydration, and glycogen.
- Personal evidence: I can "lose" 5 lbs in a week, just by not eating "enough". This is mostly water. I can lose 2 lbs in a week by ceasing creatine. This is mostly water. The obverse is also true: I can "gain" those lbs.

Personal opinion: Zach's BW to numbers are average and un-noteworthy. Get him to check back when he's made something.


И, обдумывая свои цифры, я склонен согласиться.

Collapse )
main

Тизер про технику

Что-то посмотрел, весь год неожиданно для себя писал про единоборства и физическую подготовку. Надо бы разделаться с этой темой до конца года, т.к. есть и другие.)

Пока пишется пост про технику единоборств, решил написать "промежуточный" пост: от "углов" к "технике вообще".

"Стиль Тедди это повороты. Он другой. Ты не убегаешь от соперника, ты стоишь перед ним и дерёшься под разными углами" -- Тимоти Брэдли о своём тренер Тедди Атласе.

"За три дня я узнал от Тедди Атласа больше, чем от Джоэла Диаса за десять лет" -- он же.

Вот как изменилась техника Брэдли в первом же бою, после перехода к Атласу (кому надо, русский перевод, выполненный, правда, без указания первоисточника):



Впрочем, отдавая должное Атласу, стоит заметить, что он во многом является учеником Каса Д'Амато (того самого, который вместе с Кевином Руни обучал Тайсона). Вот Атлас в Академии Бокса в Москве рассказывает о Cus D'amato Number System:



Как объясняет Атлас, данный мешок идет с аудиозаписью, на которой называются всё усложняющие комбинации. И идея не только в том, чтобы быстро попадать по цифрам, но сначала создавать удобный для атаки угол (например, атаковать левым боковым после смещения влево, но не стоя прямо перед противником), а после атаки уходить каким-нибудь защитным действием, создавая новый угол.
main

Ещё немного про синхронизацию

Вчера Василий Ломаченко защитил титул чемпион WBO: фрустрированный противник просто отказался продолжать бой после 7 раунда.

Фрустрация, на мой взгляд, как раз и была вызвана отсутствием синхронизации. Уолтерс не смог поймать ритм боя, потому что Ломаченко действовал для него слишком разнообразно и необычно. А когда синхронизации нет, бой для тебя выглядит как мешанина: удары сыпятся со всех сторон, противник и спереди, и справа, и слева, попасть по нему ты не можешь, что происходит не понимаешь и т.д. Естественно, приятного в этом мало.

Отличительной чертой Ломаченко, позволяющей ему сбивать противников с толку, является (не побоюсь этого слова) выдающаяся работа ног:



Особенно хорошо ему удается создание углов. Смысл тут такой. Самое опасное и самое глупое положение в боксе -- это прямо перед противником на средней дистанции, тут только обоюдная рубка. Поэтому умные люди действуют иначе:

1. Находятся за пределами досягаемости противника. Быстро входят на ударную дистанцию (дальнюю или среднюю), пробивают комбинацию и уходят обратно. Это так называемый челнок, популярный в любительском боксе.

2. Находятся на ближней дистанции, где толком не ударить. Оттягиваются на среднюю, пробивают комбинацию и прилипают обратно к противнику.

3. Как в пункте №1 находятся за пределами досягаемости, входят на дистанцию, пробивают комбинацию, а потом... не разрывают дистанцию, но уходят в сторону. "Создают угол". В таком случае атаковавший продолжает находиться на ударной дистанции и имеет возможность атаковать, а защищающемуся надо или разрывать дистанцию, или разворачиваться на противника для проведения собственной атаки. Причем, после разворота защищающегося атакующий может снова сменить угол. Особенно наглядно это видно на 00:45-00:52 у Ломаченко.

Ещё немного Василия в slo-mo. Обратите внимание, как он атакует с разных углов:



И парочка видео Orlando Canizales для возможных гиков.

Collapse )
main

"Интересно девки пляшут" (с)

Чем больше разных вещей изучаешь, тем больше начинаешь видеть связей между ними. Сегодня прочитал про состояние connection между партнёрами в социальных танцах:

Интересно, что происходит в этом случае с партнёршей: судя по их самоотчётам, они "растворяются в танце и оказываются посреди музыки, между небом и землёй" -- возникает особый, чрезвычайно эмоциональный и приятный танцевальный транс.

Это и есть одна из целей социальных танцев: достигнуть состояния connection, "со-единения" [...]

Connection, безусловно относится к психическим феноменам. Connection тренируем, поскольку это проявление внимания и концентрации/деконцентрации -- а это тренируемо. Connection трудно получить, легко разрушить. Но в танцах обычно не стоят столбом, connection в неподвижности скучен. Это ощущение связанности, единства интересно проверять в движении. Испытание этого connection в движении демонстрирует партнёрам его силу, не даёт заскучать и является особым источником танцевального удовольствия. И чем сильнее связь между партнёрами, тем более разнообразные и сложные движения становятся возможными без разрыва connection -- а разнообразие и сюрпризы в движениях без потери connection дают отдельное психическое удовольствие, нарастающее по мере удлинения времени удержания "со-единения".

http://ailev.livejournal.com/1315064.html

Connection в танцевальном контексте - такое взаимопонимание в паре, когда партнеры как бы связаны друг с другом, полностью синхронизированы, ясно чувствуют ведение-следование друг друга и представляют единое целое. Я не могу найти такой же емкий по смыслу и благозвучный аналог слову connection в русском языке, поэтому буду пользоваться английским вариантом. Наиболее близки понятия "контакт" и "взаимосвязь", но это не совсем одно и то же.

Танец, в котором отсутствует connection, не является полноценным танцем. Один или оба партнера погружены в себя, сосредоточены на механическом выполнении движений, не чувствуют своего партнера, используют его как тренажер для отработки связок. Танцующие держатся за руки, но они не вместе. Умение делать много сложных связок, даже если они технически идеальны и вообще вы преподаватель (а вдруг) - никак не влияет на качество connection в вашем танце ;)

http://zoukability.livejournal.com/1531.html

На самом деле, это очень напоминает состояние синхронизации с противником в бою. Первые раунды в боксе известны как "feeling out period", период изучения друг друга и синхронизации своих ритмов. Если ритмы синхронизированы, боксировать очень легко, т.к. все становится предсказуемо: боксёры уклоняются от целых комбинаций не столько потому, что у них такая замечательная реакция, сколько потому, что чувствуют ритм ударов. И наоборот: в такой ситуации до цели чаще всего доходят удары, которые наносят off beat, то есть не в ритме, однако постоянно так делать не получится, потому что это выматывает тебя самого.

Когда достигнуто состояние синхронизации, все связки, защиты и перемещения происходят очень плавно и "бесшовно". Более того, действия противника воспринимаются также. Возникает что-то вроде эффекта замедления времени (не такой сильный, как киношный slo-mo, но достаточно похожий).
main

Критика "Основ личной безопасности" Дмитрия Самойлова

И чтобы два раза не вставать, написал небольшую критику Дмитрия Самойлова. Самойлов вполне уважаемый человек, крупнейший популяризатор и исследователь системы Фэйрнберна в РФ, автор отличной книжки по самообороне (Основы личной безопасности), которую я всем рекомендую.

Однако, мне кажется, невозможно написать такую большую книжку по такой общей теме без ошибок и всяких сомнительных мест. Поэтому я укажу на три места, в которых у него сомневаться следует: физическая подготовка, падающий шаг и "пронос".

Collapse )