shadow_ru (shadow_ru) wrote,
shadow_ru
shadow_ru

Categories:

Баланс демографических потерь РККА в ВОВ

Наткнулся гуглом на интересное обсуждение потерь РККА в ВОВ здесь и здесь. В принципе, тема жёванная-пережёванная (я сам в своё время делал табличку оперативных потерь РККА и Вермахта), однако меня заинтересовала прежде всего вот эта цитата:

В этом числе 2237300 чел. призывалось в течении войны дважды, из них:

- 939,7 тыс. из числа военнослужащих, которые в начале войны пропали без вести, а после освобождения захваченной противником территории были призваны вторично;
- 1154,8 тыс. чел. из числа лиц, уволенных в длительный отпуск по ранению и болезни;
- 142,8 тыс. чел. из числа военнобязанных, ранее призванных и направленных для работы в промышленности и на транспорте."

Работа под. ред Кривошеева "Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь." Москва 2010, с. 37

Это очень интересно. Ведь раньше (в прошлых изданиях) Кривошеев толком не расказывал, что у него скрывается за понятием повторно-призванных, а эти цифры позволяют взглянуть на некоторые важные вещи под новым углом.

В принципе, provodnik_13 по большей части всё правильно написал, но я не согласен с его прибавлением 939,7 тыс. повторно-призванных с оккупированных территорий. (см. UPDATE.) Сначала я долго соображал, почему не согласен, потом ещё дольше думал, как доходчивей объяснить (у provodnik_13 много лишних вычислений, за которыми трудно следить и которые только запутывают). Наконец, придумал:

Баланс С коррекцией п-п Без коррекции п-п
+ К началу войны состояло по списку 4901,8 4901,8
+ В ходе войны призвано, мобилизовано (за вычетом повторно призванных) 29574,9 31812,2
= Всего за годы войны привлечено в армию, на флот, формирование других ведомств и для работы в промышленности (с учетом уже служивших к началу войны) 34476,7 36714,0
- По состоянию на 1 июля 1945 г. в армии и на флоте оставалось (всего) 12839,8 12839,8
= Убыло из армии и флота в ходе войны (всего) 21636,9 23874,2
- уволено по ранению и болезни 3798,2 3798,2
- передано для работы в промышленности, местной противовоздушной обороне и в подразделениях военизированной охраны 3614,6 3614,6
- направлено на укомплектование войск и органов НКВД, специальных формирований других ведомств 1174,6 1174,6
- осуждено и направлено в места заключения 436,6 436,6
- передано на укомплектование соединений и частей Войска Польского, чехословацкой и румынской армий 250,4 250,4
- не разыскано дезертиров, а также отставших от эшелонов 212,4 212,4
- отчислено по различным причинам 206,0 206,0
= ОСТАТОК (ПОТЕРИ) 11944,1 14181,4


Левый столбец - это как считает Кривошеев (с коррекцией повторно-призванных). Красным я выделил цифры, где он соврал: как следует из вышеприведённой цитаты, комиссованных по болезни было на самом деле не 3 798,2, на 1 154,8 меньше – 2 643,4. Демобилизованных было не 3 614,6, а на 142,8 меньше, то есть 3 471,8.

Можно просто отнять от соответствующих граф цифры повторно-призванных, но, чтобы не запутаться, лучше добавить ВСЕХ п-п в мобилизованных, а потом вычесть кривошеевские цифры – получаем второй столбец. Оранжевым я выделил цифры, где включены все 2 237,3 тыс. повторно-призванных (939,7 + 1 154,8 + 142,8). Когда мы вычитает из них нескорректированных кривошеевских комиссованных и демобилизованных, последние два слагаемых всей суммы повторно-призванных зануляются, и мы получаем остаток, содержащий только 939,7 тыс. повторно-призванных на оккупированных территориях - выделен зелёным.

Эти 939,7 тыс. можно вычитать, а можно не вычитать. Зависит от того, что нам надо. Если не вычитаем, то получаем безвозвратные ОПЕРАТИВНЫЕ потери, посчитанные балансовым методом.

Но если нас интересуют ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ потери, то помимо 1 836,6 тыс. вернувшихся из плена надо вычесть и 939,7 тыс. повторно-призванных. Получается - 11 405,1 тыс.

Резюмируют:

Безвозвратные оперативные потери (исчисленные балансовым методом) - 14 181,4 тыс.
Безвозвратные демографические потери (исчисленные балансовым методом) - 11 405,1 тыс.

P.S. В качестве бонуса даю ссылку на старый пост (аж 2005-го года) Игоря fat_yankey Куртукова. Его цифра отличается от моей, но лишь потому, что вслед за Кривошеевым он вычитает лишних комиссованных (1 154,8 тыс.) и демобилизованных (142,8 тыс.). Если их прибавить, то получится в точечности моя цифра.

Но это не столько ошибка Куртукова, сколько враньё Кривошеева, который тогда ещё не раскрывал подробностей относительно повторно-призванных.

UPDATE. Я невнимательно прочитал пост provodnik_13, он сначала прибавляет 939,7 тыс., чтобы посчитать оперативные потери, а потом снова их отнимает, чтобы посчитать демографические. Ну, пусть тогда мой пост будет просто более наглядным изложением его слов.

UPDATE 2. Табличка потерь ВС СССР разными методами учёта.
Tags: потери, потери в ВМВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments