shadow_ru (shadow_ru) wrote,
shadow_ru
shadow_ru

Categories:

Соотношение потерь на Восточном фронте в ВМВ

Случился тут по случаю 9 мая разговор о соотношении советских и немецких потерь в ВМВ. Т.к. тема довольно часто возникает, сделаю отдельный пост.

Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу заметить, что подсчёты "советской патриотической общественности" и выводы из этих подсчётов о равных или почти равных потерях...

Вроде таких:

Из табл. 6 следует, что уровни безвозвратных боевых потерь Красной Армии и вермахта на советско-германском фронте примерно равны. Причем из-за недостаточности, недостоверности и противоречивости исходных данных нельзя со всей определенностью даже сказать, были ли потери Красной Армии больше или меньше потерь вермахта

...априори абсурдны и противоречат элементарной логике - мол, несмотря на тотальную некомпетентность и разгром первых лет войны, ОКАЗЫВАЕТСЯ, что рабоче-крестьянская красная армия НА РАВНЫХ воевала с лучшими военными XX века - немцами.

На мой взгляд из имеющихся цифр наиболее адекватно отражает ситуацию соотношение 1:3 (+/- десятые доли). 1:2 это мало, 1:4 много, а 1:3 в самый раз.

Кому интересны конкретные цифры и таблички - прошу под кат.

Для начала небольшое методологическое замечание. Для сравнения потерь я беру категорию безвозратных оперативных потерь, которая на мой взгляд наиболее адекватно отражает умение армий воевать - ведь спланировать и провести операцию на окружение гораздо сложнее, чем фронтально "вытолкать" противника с занимаемых им позиций. С другой стороны использование безвозвратных оперативных потерь исключает спекуляции на тему погибших в плену (в там разброс цифр, например, для советских военнопленных в несколько миллионов).

Период Германия СССР Соотношение
Убито Взято
в плен
Всего Убито Взято
в плен
Всего Убито Взято
в плен
Всего
III.41 171 100 9 700 180 800 430 578 1 699 099 2 129 677 2,5 175,2 11,8
IV.41 109 600 16 953 126 553 371 613 636 383 1 007 996 3,4 37,5 8,0
1941 280 700 26 653 307 353 802 191 2 335 482 3 137 673 2,9 87,6 10,2
I.42 133 800 17 800 151 600 493 660 181 655 675 315 3,7 10,2 4,5
II.42 86 700 7 200 93 900 314 443 528 455 842 898 3,6 73,4 9,0
III.42 134 400 14 400 148 800 539 728 684 767 1 224 495 4,0 47,6 8,2
IV.42 88 422 55 200 143 622 395 164 120 344 515 508 4,5 2,2 3,6
1942 443 322 94 600 537 922 1 742 995 1 515 221 3 258 216 3,9 16,0 6,1
I.43 117 115 148 304 265 419 582 586 144 128 726 714 5,0 1,0 2,7
II.43 44 900 79 300 124 200 169 452 22 452 191 904 3,8 0,3 1,5
III.43 164 588 66 623 231 211 688 142 115 714 803 856 4,2 1,7 3,5
IV.43 122 493 49 381 171 874 504 443 85 512 589 955 4,1 1,7 3,4
1943 449 096 343 608 792 704 1 944 623 367 806 2 312 429 4,3 1,1 2,9
I.44 130 300 49 344 179 644 518 098 52 663 570 761 4,0 1,1 3,2
II.44 84 400 670 00 151 400 305 881 38 377 344 258 3,6 0,6 2,3
III.44 165 400 784 840 950 240 465 325 45 465 510 790 2,8 0,1 0,5
IV.44 103 327 240 184 343 511 307 024 31 058 338 082 3,0 0,1 1,0
1944 483 427 1 141 368 1 624 795 1 596 328 167 563 1 763 891 3,3 0,1 1,1
41-44 1 656 545 1 606 229 3 262 774 5 850 798 4 386 072 10 472 209 3,5 2,7 3,2
Восточный фронт
41-44 1 419 728 997 056 2 416 784 6 086 137 4 386 072 10 472 209 4,3 4,4 4,3
42-44 1 139 028 970 403 2 109 431 5 283 946 2 050 590 7 334 536 4,6 2,1 3,5


Комментарии.

1) Источники:

Б. Мюллер-Гиллебрандт. «Сухопутная армия Германии, 1933-1945 гг.»
Г.Ф. Кривошеев. «Россия и СССР в войнах ХХ века».

2) Квартальные потери даны по всему Вермахту (то есть не только по восточному фронту). До открытия второго фронта 6 июня 1944 восточный давал 90+% потерь, за исключением второго квартала 43-го (Тунис). После примерно 2/3.

3) По немцам включая войска СС, но без Кригсмарине (немецкого военно-морского флота). По СССР наоборот без НКВД и ВВ, но включая ВМФ.

4) Те соотношения, которые я приводил у semen-serpent оказывается были без учёта умерших от болезней и происшествий в советских потерях. В этой таблице они включены.

5) На 44-м достоверные данные по немцам заканчиваются, и дальше идут разные оценки. Понятно, что был развал и потери значительны, но вот сколько именно... Скажем, по Овермансу немцы потеряли в 45-м только убитыми 1,2 млн. чел. Если исходить из того, что Восточный фронт давал 2/3 всех потерь, то в 45-м немцы там потеряли убитыми 800 тыс. чел. Для сравнения СССР потерял в 45-м 732 180 человек. То есть по убитым итоговое соотношение будет 1:3.

Каково будет соотношение по общим (т.е. безвозвратным оперативным) потерям надо смотреть, но в любом случае можно отбросить провальный для СССР 41-й год и провальный для Германии 45-й и получить за "боевые" 42-44 годы достаточно точное соотношение - 1:3,5.

6) Естественно, эти все подсчёты приблизительные и при желании их можно двигать в ту или иную сторону. Скажем, если хочется увеличить потери немцев, можно приплюсовать кригсмарине, фольксштурм, организацию Тодта и т.д. С другой стороны, если хочется увеличить потери СССР, всегда можно приплюсовать партизан, народное ополчение, сослатся на Фонд "Народная память" (бывший НИЦ "Судьба"), в картотеке которого содержатся карточки на 16 млн. погибших военнослужащих (что почти в два раза больше официальных кривошеевских 8,6 млн.) и т.п.

И союзников обеих сторон не забыть, ага.

Да только это мало на что повлияет, ведь в конце концов можно сместиться на уровень ниже и рассматривать потери в конкретных операциях той или иной стороны.

7) По поводу сомнительности Мюллер-Гиллебрандта и якобы раскритиковавшего его Оверманса. Сам Оверманс писал про М-Г следующее:

В целом наиболее фундированные данные на базе статистических данных вермахта принадлежат Мюллер-Гиллебранду - бывшему офицеру вермахта, подготовившему в 1948-1949 гг. по заказу военного ведомства США разработку "Статистическая система". Наряду с другими материалами в его распоряжении была вся уцелевшая документация вермахта по данной проблеме. Поэтому исследование "Джемен менпауэр" и публикации Мюллер-Гиллебранда достоверны настолько, насколько статистика вермахта вооще делает это возможным. Они расходятся между собой, так как приходят к различным оценкам того, какое количество пропавших без вести следует считать на деле погибшими.
К тому же Др. Гильотен дал ссылку на скан из книги Оверманса (которую я, признаться, не читал):



Судя по совпадению цифр на левой и правой странице, Todesfall (убитые) это на самом деле Gesamtverlust (общие потери). Если так, то ничего нового о потерях 41-44 Оверманс не сказал.

Например, у Оверманса на Восточном фронте в 41-м потери 302 тыс. чел., а у М-Г на всех фронтах 307 тыс. чел. и т.д.

За 41-44 у Оверманса 2,7 млн. чел., у М-Г 2,4 млн. чел. - разница в 13%. Но при этом следует учесть, что потери у М-Г без Кригсмарине, а у Оверманса, судя по всему, с ними, поэтому реально там разница совсем незначительна.
Tags: потери, потери в ВМВ
Subscribe

  • Новости циклостроительства

    Что-то мозги уже сворачиваются, чтобы грамотно микроцикл составить: (кликабельно) Сейчас занимаюсь четыре раза в неделю по сплиту push + quad…

  • (Пред)новогоднее

    Сделал себе подарок на Новый год (в числе прочего):

  • Про биохакинг

    Случайно наткнулся на отличную статью, хотелось бы когда-нибудь выйти на такой уровень "биохакинга": Мне 32 года, и я потратил $200 тысяч на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments