shadow_ru (shadow_ru) wrote,
shadow_ru
shadow_ru

Categories:

Про Горбачёва

У oboguev спорят про Горбачёва. Никогда не мог понять бытующих в коллективном бессознательном претензий к нему - "развал СССР", "развал экономики", "сдача Германии и Восточной Европы" и т.д. По-моему это всё из разряда патриотического фольклора типа "плана Даллеса" или "принял с сохой, оставил с атомным оружием".

Тут пока мне книжка Крыштановской с Озона идёт, балуюсь её статьями. На мой взгляд очень верное описание проводимых Горбачёвым изменений, которые и тогда, и сейчас можно только приветствовать:

Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту

Приход к власти М. Горбачева ознаменовал начало перестройки не только страны, но и номенклатурной системы. Горбачев уже в первые годы своего правления нарушил доселе незыблемые законы функционирования советской элиты. Он устроил «кадровую мясорубку». И прежние генсеки, приходя к власти, начинали с кадровых перестановок, дабы сколотить вокруг себя команду преданных людей. У Н. Хрущева и Л. Брежнева на это ушло около трех лет. После такой чистки заметных кадровых перестановок уже не делалось, и созданная команда работала почти в неизменном составе в течение последующих лет.

При Горбачеве это правило было нарушено. Ни через три, ни через пять лет он не прекратил поиски нужных людей. Замены на самом верху происходили перманентно. Из-за этого Горбачев в кругах высшей номенклатуры получил репутацию «предателя». Этими кадровыми маневрами были ослаблены позиции подавляющего большинства могущественных ранее руководителей. Беспрецедентным в отношении «чистки» элиты стал 1989 год, когда на апрельском Пленуме ЦК КПСС 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК были отправлены в отставку. Апофеозом «предательства» можно считать выборы народных депутатов СССР, в результате многие влиятельные руководители не были включены в состав «партийной сотки» и вынуждены были баллотироваться от территориальных округов. Самым большим скандалом 1989 года был провал на выборах первого секретаря Ленинградского обкома КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС Ю. Соловьева.

Цель этой деятельности – расшатывание основ старой партийной элиты, нарушение внутренних связей, разрушение «обойм» (или группировок). Все это породило чувство неуверенности в завтрашнем дне у высшей номенклатуры.

О подтачивании номенклатурной системы свидетельствовало и снижение активности Политбюро ЦК КПСС и Секретариата. Начиная с 1988 года заседания Политбюро проводились все реже. Так, в 1985 году было проведено 38 заседаний; в 1986 году – 40; в 1987 году – 38; в 1988 году – 33; в 1989 году – 22; в 1990 году – 9. Секретариат практически перестал работать как коллективный орган. На фоне постоянного обновления кадрового состава уменьшение активности КПСС привело к тому, что престиж высшего партийного руководства заметно упал. В 1987 году Горбачев ликвидировал экономические и промышленные отделы в партийных комитетах. Это означало резкое ослабление позиций КПСС в контроле над экономикой, но иного механизма управления не было предложено.

В 1986—1988 годах кадровые изменения в партийном руководстве проходили на фоне передачи партией ряда властных полномочий Советам. В 1986 году ЦК КПСС принял ряд постановлений о мерах по повышению роли Советов народных депутатов, а на январском (1987) Пленуме ЦК впервые было выдвинуто предложение изменить избирательную систему, увеличив число кандидатур на одно депутатское место. В полный голос предложения по политической реформе прозвучали на XIX партконференции (1988), где были приняты решения о разграничении функций партии и государства; об изменении структуры и состава партийного аппарата; об отказе от номенклатурного принципа подбора кадров и замене его альтернативными выборами; об ограничении срока полномочий руководителей партийных комитетов и народных депутатов двумя сроками избрания; о запрете руководителям исполнительных органов баллотироваться в Советы; о многомандатных выборах. Предлагалось кардинально изменить систему государственных органов.

[...]

Главным итогом 1989—1990 годов стал переход центра власти от ЦК КПСС к Съезду народных депутатов и Верховному Совету СССР, отмена законодательного закрепления руководящей роли КПСС, введение института президентства, выборы в республиканские и местные Советы. Стремительная политизация общества привела к зарождению новых политических партий, ставящих одной из главных своих целей отстранение КПСС от реальной политической власти.

После открытия первого Съезда народных депутатов СССР стало ясно, что теперь Советы уже нельзя назвать марионеточным органом, во всем послушным воле партии. С началом функционирования новой государственной структуры Политбюро ЦК КПСС перестает быть средоточием власти в стране. Появляется новая элита, пока еще во многом совпадающая с партийной, выросшая из ее недр, но уже не тождественная ей. Политическая реформа, осуществленная Горбачевым и его сторонниками, не только привела к значительному уменьшению объема власти КПСС, но означала, по сути дела, крах номенклатуры. Выборы, ставшие альтернативой номенклатурного назначения, вывели на политическую арену новых лидеров не по отлаженным карьерным лабиринтам, а благодаря их личным качествам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments