shadow_ru (shadow_ru) wrote,
shadow_ru
shadow_ru

Categories:

Восточные боевые искусства III. О сложностях исторических реконструкций

Итак, БИ (как мы их сейчас понимаем) есть культурные продукты современных государств, в которых "практическая применимость" была вещью тертьестепенной важности. Если кого-то мои слова и примеры не убедили, могу сослаться на Бена Джадкинса (Ben Judkins), крупнейшего специалиста по южнокитайским стилям:

Обычно люди говорят о древности китайский боевых искусств, но, как мы практикуем и понимаем их сегодня, они возникли в эпоху интеграции Китая в глобальную экономику. Множество китайских боевых искусств родилось в дельте Жемчужной реки в конце XIX века. В растущих и изменяющихся благодаря международной торговле портовых городах вроде Гуанчжоу или промышленных центрах типа Фошаня.

Глобализация вызывала социальную напряжённость и конфликты, и одним из способов самоманифестации было переосмысление предназначения боевых искусств: от навыков, которые позволяют найти работу, до выражения китайского национализма. Китайские боевые искусства долгое время предназначались для тех, кто зарабатывает на жизнь охраной или участвует в местном ополчении, но в XX веке они были переосмыслены реформаторами и учителями как средство сохранения китайской культуры или объединения/укрепления китайской нации перед лицом иностранного давления. Боевые искусства постепенно стали национализированным проектом с государственной поддержкой.


Однако возникает вопрос: что было ДО этого? Попытаюсь осветить данный вопрос на примере Китая в следующем посте, а в этом будет о сложностях исторических реконструкций. Приведу несколько примеров, как привычные для нас понятия или явления были либо созданы недавно, либо имели раньше другой смысл.

Изобретение килта


Простенький пример:



Исторически Шотландия это культурная окраина Ирландии (ирландская "Украина"), поэтому отличия первой от второй были минимальны. В том числе в одежде: шотландцы носили точно такие же длинные рубахи и штаны, как и ирландцы. Изобретение древних "горских" традиций Шотландии началось в конце XVII -- начале XIX века и включало в себя три этапа: культурное дистанцирование от Ирландии, собственное изобретение традиций и принятие этих традиций равнинными частями Шотландии (в то время для жителей равнинной части Шотландии шотландские горцы были что для нас чеченцы). Ноу-хау было немудрённым: бралась, например, ирландская баллада, место действия переносилось в Шотландию, заменялись имена, а датировка указывалась на несколько веков раньше ирландской. После чего защищались диссертации, как варвары-ирландцы украли песни и пляски добропорядочных шотландцев. Люди по-культурнее "переводили" целые эпосы. Ну а обстоятельства изобретения килта таковы.

Традиционно шотландские солдаты носили с собой теплый плед, защищающий их от холода, а оружие от сырости:



Практически полный аналог плащ-палатки:



Килт в сегодняшнем понимании (мужскую юбку из шерсти) изобрёл в начале XVIII века фабрикант Thomas Rawlinson как рабочую одежду в своих жарких сталелетейных цехах. Однако никто джинсы килт национальной одеждой ковбоев горцев не считал, пока в 1778 году не было создано Общество горцев Лондона, начавшее активно продвигать выдуманные на коленке древние шотландские традиции. Так как "традиции" были ещё в стадии формирования, то единого мнения о них не было: кто-то приходил в общество читать "кельтскую поэзию" в клетчатых юбках, кто-то в узких клетчатых штанах и подпоясанном пледе. Например, Джон Синклер (историк общества) и Джон Пинкертон (известный шотландский антиквар) предпочитали узкие штаны, а юбку считали новоделом. Знаменитый певец шотландской самобытности Вальтер Скотт (член Общества горцев Эдинбурга) также носил штаны.


Джон Синклер в узких штанах и пледе


Кстати говоря, именно благодаря Скотту килт из элемента косплея кучки интеллектуалов превратился в общественный феномен. Речь, конечно же, о визите короля Георга IV в Шотландию в 1822 году, организатором которого как раз и выступил Вальтер Скотт. Перед Скоттом стояла примерно такая же задача, как перед пиарщиками Ельцина на выборах 1996-го года, поэтому в ход пошло всё, включая переодевания короля в "традиционный" тартановый килт (тартановые узоры выдуманы точно также, как и сам килт -- почитайте про братьев Алленов, Джеймса Логана, Роберта Макиана).

Дальнейшее известно:

Исключением был «Большой Бал», который давали пэры Шотландии для развлечения короля. Брошюра Скотта называла это «Высокогорным балом» и напоминала о том, что Король согласился носить килт только при условии, что «никому не будет позволено появиться в чём-либо, кроме старинного костюма высокогорья». При этом люди с равнин вдруг начали отчаянные поиски своего горного происхождения (хотя бы дальнего), а заодно и подходящего килта с тартаном. Это стало поворотным моментом, когда килт, обычная одежда горцев, стала восприниматься как национальная одежда всей Шотландии.

[...]

Ношение королем килта было безжалостно высмеяно. Был создан запоминающийся образ «нашего толстого друга», взбирающегося на коня. Несмотря на это, а также на отзывы о визите, как об «одном и ещё двадцати глупых дней», результатом посещения стало увеличение доброжелательности и подъем шотландского национального самосознания, объединились высокогорье и равнина, которые разделили между собой символизм килтов и тартана. Гордость вождей Кланов за их культурное наследие была возрождена.

(с) Википедия

Детство, война и государство


Хотел написать об изобретении концепции "детства" (history of childhood). Об эволюции понятия "войны" (от стычек кондотьеров-наёмников и цехового характера войны -- см. напр. цеховиков-артиллеристов -- к формированию регулярных армий и классической войне). Об эволюции понятия "государства" (централизация и абсолютизм, складыванию национальных государств и этатизм). Однако что-то много времени на это уходит, поэтому перейду к самому интересному для нашей темы примеру -- спорту и фехтованию.

Спорт


Если рисовать широкими мазками, по-репински, то нетрудно нарисовать непрерывную историю спорта от античности до наших дней. Но, вообще говоря, после античности спорт умер, и Европа доросла до него сравнительно недавно:


Sport And Society: History, Power And Culture


Современный спорт это весьма молодое явление (XIX-XX век). Очень быстро эволюционирующее, но пока не достигшее античной сложности. Так, благодаря развитию в XX веке спорта как зрелища (spectator sport), мы вполне способны понять, что из себя представляли организации болельщиков в античности (партии ипподрома) как социальная сила и политическая сила (можно сравнить: Беспорядки на Манежной площади (2010) и Ника (восстание)), но нам трудно представить объединения фанатов настолько влиятельными, чтобы они могли свергать президентов. Хотя, возможно, с развитием социальных сетей, компьютерных игр и киберспорта тут многое изменится.

Однако ближе к теме. Континентальный европейский спорт возник из гимнастики (господа Ян и Гутс-Мутс) и имел, в сущности, своей целью подготовку будущих солдат. В результате европейский спорт больше был ориентирован на, грубо говоря, "сдачу норм ГТО": гимнастика, фехтование, верховая езда, стрельба, бег и т.д. У англичан же опасность вторжения на острова была минимальна, но серьёзной проблемой являлось управление типичными для англичан хулиганами, которых они социализировали через командные игровые виды спорта. Поэтому англичан всегда больше интересовали не нормы, а всевозможные социальные аспекты вроде teamplay и fairplay.

Один из отцов английского спорта, ректор колледжа в г. Регби Томас Арнольд:

Колледжи, в которых формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу моральной заразы. Здесь можно встретить: всевозможные преступления и пьянство, систематическую ложь, тиранию старших над более юными, недисциплинированность и непослушание учащихся, пренебрежение школьными правилами, всеобщую леность и уклонение от работы, организованную солидарность на почве нарушений дисциплины... Эту картину необходимо дополнить еще тем, что ученики - завзятые картежники. Моральное падение физически слабого большинства сопровождает изнеженность и телесный упадок... кроме расфуфыривания собственной прически, они ничем больше не интересуются...


Вот командными играми Арнольд английских хулиганов и воспитывал, исподволь обучая юношей джентльменской модели поведения, партнёрству с равными, управлению подчинёнными, уверенности, инициативе и ответственности, контролю агрессии, лояльности группе и прочим полезным штукам. Задумку оценили, после чего она распространилась по всей Англии.



Осознанно или нет, но с помощью спорта англичане лечили и другие социальные недуги. Быстрая индустриализация (Англия -- родина Промышленной революции), а также последовавшие за ней крупные демографические и социальные изменения приводили к слому старого миропорядка и социальных институтов, что вызывало потребность в формировании нового порядка и новых институтов. Одним из средств самоидентификации и поддержания социальных связей в массовом, урбанизированном обществе и явился спорт: от местных и национальных чемпионатов Великобритании до игр с народам Британской Империи.



При этом в спорте важна была не сама игра, а "традиции" и "обычаи" её окружающие, позволяющие организовать некий массовый ритуал, задействовать незнакомых друг другу людей в огромном театрализованном представлении, дать им на время чувство единства. Традиции при этом, разумеется, были новодельные. Например, в футболе практически все современные футбольные институты, традиции и ритуалы родились буквально за 10-15 лет (середина 1870-х -- середина/конец 1880-х): Лига, Кубок, послепобедные демонстрации фанатов, культура болельщиков, поддерживающих на трибунах свою команду флажками и кричалками, "принципиальное соперничество" между некоторыми командами и т.д.



Правда, спорт не только объединял, но и обособлял. Так, изначально любительский футбол быстро профессионализировался, пролетаризировался и из игры юношей общественных школ среднего класса превратился в массовый культ простонародья. После победы Bolton Olympic над Old Etonians в 1883 году аристократы-футболисты и аристократы-меценаты ушли из футбола, оставив клубы в руках бизнесменов.

У представителей среднего класса были были проблемы с самоидентификацией и критериями членства. Аристократические критерии крови или землевладения не работали, поэтому приходилось изобретать новые. Конечно, определённый достаток и влиятельности были необходимыми критериями, но отнюдь не достаточными. Поэтому средний класс определял сам себя через стиль жизни и, в частности, стиль отдыха. Обязательной частью отдыха представителей среднего класса явлись приличествующие им виды спорта. В основном это были гольф и теннис (у аристократов -- скачки и крикет, у низших слоёв -- футбол, регби, вероятно, бокс).

Идентифицировали себя через спорт не только социальные группы, но и национальные: уэльское рэгби, галльский футбол в Ирландии и т.д.

С гендерной точки зрения спорт был важной частью социализации/эмансипации женщин.

В международном плане английский игровой спорт был привлекательным культурным продуктом страны №1, и участие в английских видах спорта было показателем продвинутости и культурности человека. Занимаясь стильными, модными и современными английскими видами спорта, контитентальный средний класс противопоставлял себя старой, замшелой военно-аристократической элите континентальной Европы, занимающейся в основном фехтованием, верховой ездой, охотой и т.д. Ситуация почти полностью аналогичная интересу к западной музыке и танцам в позднем СССР.

Международные соревнования первоначально преподносились и проводились как средство объединения народов, но очень быстро они превратились в некую замену войне. Как писал Оруэлл уже в 1945 году: "международный спорт -- это война минус стрельба".



В общем, на первый взгляд люди просто мячик гоняют, а на самом деле там сплошная политика и культурный империализм.



Фехтование


Для нас, воспитанных телевизором, фехтование есть практически любая "техника" владения любым холодным оружием. Родилась она, разумеется, в армии. Использовали её на войне. Владели ею воины (в крайнем случае наёмники, убийцы и подобный близкий к насилию люд). Например, фильме о викингах обязательно будет показано, как лихо они орудуют топорами и мечами, устраивая затяжные поединки с противниками. В фильме про "лыцарей" главный герой будет умело махать огромным мечом, отбиваясь от толп супостатов.

С реальностью тут ничего общего.

Исторически практически во всех странах и эпохах королем оружия являлось копьё. На втором месте находится топор и производные копья с топором (алебарды, нагинаты, глефы, бердыши и пр.). Клинки (почти) всегда были стрёмным, вспомогательным оружием бойца (sidearm). Что-то вроде пистолетов или пистолетов-пулемётов у нынешних офицеров, механиков-водителей, расчётов и т.п.

То есть: стоит строй копейщиков, на поясе у каждого по клинку, чтобы было чем в ближнем бою отбиваться, если копьё потеряет; стоит строй лучников -- тоже самое. Шансы отбиться? Очень небольшие. Дело даже не в том, что против строя, а в том, что средний копейщик навтыкает хорошему мечнику в подавляющем большинстве случаев. Как мечник навтыкает, ха-ха, ножевику.





При этом, что интересно, никакого фехтования копьём или топором, как систематического и взаимосвязанного комплекса приёмов, не было и нет. Отдельные приёмы, трюки, хитрости, ухватки, позволяющие получить преимущество над противником -- были. Системы -- не было. Тут можно сравнить "фехтование vs владение оружием" с "боксом vs кулачный бой". Никто не спорит, что мордобой является популярным развлечением человека с незапамятных времён, но пристёгивать к истории бокса историю fist-fighting/prize-fighting не очень-то умно. Фехтование существует только для клинков. Причём, не просто клинков, но специальных гражданских версий. Для боевого longsword'а фехтовальной техники нет, а для гражданского/церемониального "меча для одежды" -- есть.

Отчего так? Да по той же причине, по которой сейчас пытаются развивать "технику фехтования" ножом: со шпагами сейчас ходить нельзя, поэтому люди пытаются выжать максимум из доступного им оружия -- ножей (точно также в XIX веке французы принялись за создания техники владения тростью после очередных ужесточений правил на ношения холодного оружия). Во многих странах хождение по улицам с боевым оружием было мало того, что неудобно (походите-ка с 2-3 метровым копьём), так ещё и незаконно. Но фехтование никогда бы не родилось, если бы не существовало главного компонента, с одной стороны вызывающего жизненно важную потребность в технике владения малым мечом, а с другой стороны эту технику постоянно проверяющего -- дуэлей. На мой взгляд, человек, рассказывающий историю фехтования без истории дуэлей, есть типичный шарлатан.

Дуэли родились в Италии как способ разорвать цепь кровной мести: если у сеньора А были претензии к сеньору Б, то он вызывал его на дуэль (дуэль чести или судебный поединок). Человек, убитый на дуэли, считался убитым честно и по правилам, поэтому за него не следовало мстить. Довольно быстро сформировались правила вызова на дуэль и правила её проведения, а также традиционный набор оружия. Рапиры, шпаги, даги, кинжалы, плащи и прочее использовались на дуэлях не в силу своей чудесной эффективности, а потому что они были а) разрешены б) легки и компактны. В общем, "всегда с собой". Поэтому при возникновении каких-то непонятнок люди могли "отойди в кусты" и культурно "решить вопрос".

Вот в рамках заданных правил и традиций и возникла жизненно важная потребность уметь владеть клинком лучше, чем противник. На войне это не требовалось (там рулил строй и "большие батальоны"). Для самообороны... если вас захотят убить, никто не будет подходить спереди, представляться и предлагать пофехтовать, вместо этого вас расстреляют издали, воткнут нож в спину или нападут трое на одного; тут важнее были предусмотрительность, телохранители, защита клана и т.д.

Спрос рождает предложение, поэтому примерно в XIV-XV веках в Италии и Испании появилось множество учителей... э-э-э, "дуэльного боя" (назовём это так), обучающих всех желающих той коллекции трюков с оружием, которой эти учителя лично научились за свою жизнь. То есть на данном этапе никакого отличия "владения мечом" от "владения копьём" или "владения топором" ещё не было.

Однако с накоплением опыта, а также вызванного Возрождением интереса к наукам (в частности, математике и философии), люди начали постепенно систематизировать наборы приёмов и создавать разного рода системы. Иногда, довольно завиральные:





К счастью, у дуэлянтов было море практики, поэтому всё неработоспособное отсеялось в процессе создания фехтовальной техники. Первой попыткой системного изложения фехтования считается "Новое искусство поединка, или Истинный цвет оружия" (1536) Ахилло Мароццо, ставшая основой для кучи последующих мануалов. Например, для "Трактата об искусстве владения оружием с философскими диалогами" (1553) Камилло Агриппы. Камилло был не профессиональным фехтовальщиком, а инженером, архитектором, математиком и сыном своего времени (вращался в литературных и артистических кругах, был знаком с кардиналом Фарнезе и Микеланджело), поэтому его книга представляет собой попытку (весьма успешную) упрощения и систематизации книги Мароццо, а также привнесения в фехтование рациональных принципов геометрии и механики. Так Агриппа доказал преимущество удержания оружия в передней руке, преимущество укола над порезом, сократил 13 защит Мароццо до четырёх (примерно как они используются в итальянской школе фехтования и поныне), внёс значительный вклад в создания специального дуэльного оружия -- рапиры. Ну и так далее.

Первоначально в фехтовании были однотемповые приёмы, потом двух-трёхтемповые, к XVIII веку фехтование развилось до приёмов в десятки (!) темпов. Своего рода шахматы с оружием: он сюда, я сюда, он сюда, я сюда... Но всё это, напоминаю, служило в Италии одной практичной цели: выйти живым со "стрелки" (дикие французы, познакомившись с фехтованием в ходе итальянских войн, превратили его в некое абстрактное искусство, но да французы известные извращенцы). В какой степени это было применимо на войне? В очень небольшой. Как уже было сказано, копейщик легко навтыкает мечнику (тем более вооружённому легким дуэльным оружием), а копья стоят на вооружении любой армии в любую эпоху. Даже современную:



В результате получалось, что солдат из крестьян, вооружённый мушкетом или винтовкой со штыком (эрцаз-копьём), легко справлялся в рукопашную с офицером-дворянином, вооружённым шпагой или саблей, несмотря на 10+ лет фехтовальной подготовки последнего.



А всё почему? Потому что фехтование, вопреки нашим представлениям, предназначалось вовсе не для войны и военных, а для дуэлей и гражданских. И техника фехтования существует не "вообще", а в рамках правил и обычай дуэлей. Изменяются правила -- изменяется и техника. А на войне никаких правил нет.
Tags: combatives, history, martial arts
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новости циклостроительства

    Что-то мозги уже сворачиваются, чтобы грамотно микроцикл составить: (кликабельно) Сейчас занимаюсь четыре раза в неделю по сплиту push + quad…

  • (Пред)новогоднее

    Сделал себе подарок на Новый год (в числе прочего):

  • Про биохакинг

    Случайно наткнулся на отличную статью, хотелось бы когда-нибудь выйти на такой уровень "биохакинга": Мне 32 года, и я потратил $200 тысяч на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Новости циклостроительства

    Что-то мозги уже сворачиваются, чтобы грамотно микроцикл составить: (кликабельно) Сейчас занимаюсь четыре раза в неделю по сплиту push + quad…

  • (Пред)новогоднее

    Сделал себе подарок на Новый год (в числе прочего):

  • Про биохакинг

    Случайно наткнулся на отличную статью, хотелось бы когда-нибудь выйти на такой уровень "биохакинга": Мне 32 года, и я потратил $200 тысяч на…